1 марта / 2019

ЦЕРКОВНОЕ ПОСЛУШАНИЕ – ДЕЛО ЖИЗНИ

Избравшая одно из церковных послушаний делом своей жизни, профессией,  автор «Доброго слова» сейчас получает специальное образование, чтобы это послушание выполнять. И, конечно, делится с читателями личным опытом.

Труд по славу Божию

Церковь – это собрание верующих. А верующие – это люди, которые хотят обрести путь к Богу и стремятся жить с Ним, по Его заповедям. Люди Церкви мало отличаются от людей мира сего: они не святые и не совершенные, но слабые и падшие. Но одно серьёзное отличие есть: они осознали свою слабость и греховность и пришли к Богу, чтобы Он помог им и исцелил от душевных недугов, потому что одному человеку с ними не справиться. Наше церковное общество состоит из ищущих, немощных людей, которые пришли в Церковь, словно в больницу: каждый со своими болями, скорбями и грехами. А для людей ищущих, желающих изменить свою жизнь, характерна прекрасная черта: деятельность. Главное – направить её в нужное русло.

Как и в любой структуре общества, в Церкви существует огромное поле деятельности. И в крупных городских, и в небольших сельских приходах нужны трудолюбивые руки, свежие головы и горящие глаза. Работу в Церкви принято называть «послушанием». И не случайно, потому что цель этой работы – служение. Служение Богу и людям. Трудятся здесь, в первую очередь, не в корыстных целях, а «за послушание», то есть на благо людям и во славу Божию, не ожидая вознаграждения.

Основные послушания в храме – это пение и чтение на клиросе, прислуживание священнику в алтаре, звонарское дело, работа за свечной лавкой, уборка и украшение храма, труд в трапезной, занятия с детьми в воскресной школе. Так получилось, что за свою короткую жизнь мне пришлось побывать почти на каждом из этих послушаний (разумеется, за исключением алтарничества). Помогая на своём приходе, случалось стоять за свечной лавкой: продавать свечи и принимать требы. Во время летних каникул в монастыре основным послушанием была уборка храма: чистка подсвечников, украшение икон цветами. Совсем небольшой период времени помогала маме с занятиями в воскресной школе. Но всё это было преходящее. Главное послушание, которое ниточкой тянется через всю мою жизнь, – это пение на клиросе. Я его не выбирала, не было особого благословения или предложения. Оно появилось в моей жизни как само собой разумеющееся, очень естественно, будто я родилась на клиросе. И стало судьбоносным.

Подчинить музыку Слову

Пение на клиросе, на мой взгляд, является самым ответственным храмовым послушанием. От певчих непосредственно зависят ход службы, молитвенный настрой верующих, благолепие и красота богослужения. Очень важно не путать богослужебное пение с обычным хоровым. В богослужебном пении музыка подчинена слову. Главная задача певчих – с помощью пения обратить умы и сердца молящихся к Богу.

Неважно, насколько сложен репертуар, важно, чтобы пение было молитвой, а не сухим исполнением нотных партитур. Богослужебное пение должно быть подобием того ангельского пения, которое впервые вознесли Богу ангелы после сотворения невидимого мира. Во второй раз ангельское пение было услышано в ночь Рождества Христова, когда все Небесные силы славословили родившегося Младенца Христа. Нам, людям, трудно представить, каким было это неземное прославление Творца. Но, без сомнения, это было самое чистое, самое светлое звучание, какое только может быть, лишённое всякой страстности.

Если же обратиться к истокам богослужебного пения на земле, то мы узнаем, что первой из людей своим пением прославила Бога Мариам, сестра Моисея, после перехода евреев через Чермное море. Это была песнь благодарности за спасение целого народа. Очень трудно соответствовать таким высоким идеалам, как безгрешные ангелы и святая Мариам, точнее – невозможно. Но задача певчих помнить, чьими последователями они являются, и, приходя на клирос, стараться не просто отпеть службу, а спеть её так, чтобы пришедшие в храм люди стали хоть немного ближе к Богу.

Луч света в чёрством сердце

Мы, клиросные певчие, зачастую не задумываемся о том, насколько важна и высока миссия, возложенная на нас. Подчас позволяем себе нерадивое и легкомысленное отношение к послушанию: болтаем, поём невнятно и нестарательно. О молитве и глубокой духовной работе, которая необходима при пении службы, вообще мало кто помнит.

А ведь во многом от нас зависит, с чем уйдет из храма человек, что останется в его душе! В храм приходят самые разные люди: зачерствевшие, окаменелые, равнодушные, отчаявшиеся, потерявшие всякую надежду и желание жить. Мы должны петь так, чтобы растопить души людей, чтобы в самое чёрствое и ледяное сердце проник лучик света и Божьей любви.

Известный регент братского хора Троице-Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мормыль) говорил, что каждую службу нужно петь так, будто она поётся в последний раз. Мудрость этих слов велика: нельзя жалеть себя в служении Богу. Я поняла это, когда несколько раз со мной произошло чудо: простывшее горло и уставшие связки вдруг переставали болеть во время богослужения. Когда поёшь Богу всей душой, всем сердцем, Он посылает новые силы и благодать. Ведь Господь никогда не бывает должником.

Послушание – это милость Божия

Для православного христианина нести послушание в храме: это радость и милость Божья. Очень часто работа в миру для верующего человека превращается в постоянную борьбу и противостояние злу с теми силами, которые пытаются навязать антихристианские понятия и подменить ценности. В Церкви, пусть тоже не в совершенном и далеко не безгрешном обществе, на мой взгляд, душе намного легче. Люди, работающие в храме, дышат одним воздухом, и, можно сказать, живут одной жизнью.

Помнится, ещё в детстве я слышала от отца, что он бы очень хотел, чтобы все его дети были «при храме». Неважно на каком послушании, главное, чтобы с Богом. Тогда я очень удивилась, подумав, что ведь можно работать и на светской работе, но при этом быть верующим человеком, ходить в храм, причащаться. Можно. Но это очень нелегко. Слишком много в современном мире противоречащего нашим православным устоям, традициям, нравственным принципам. Поэтому найти своё место в ограде Церкви, нести послушание для верующего человека – бесценно.

Научи меня, Господи, петь

Для уснувших и чёрствых сердец,
Чтоб Тобою мог душу согреть
Злой разбойник и жалкий глупец,

Чтоб жестокость людскую унять,
Равнодушный цинизм растопить,
И к Распятию горько припасть,
О прощении жарко молить.

Научи меня, Господи, петь,
Как в предсмертный, последний свой час,
Слабых сил не копить, не жалеть,
Не смыкать засыпающих глаз.

Ни во славу свою, ни в почёт,
В чистых звуках свободно паря,
Чтобы пенье, как сладостный мёд,
Прославляло с любовью Тебя.

Научи меня, Господи, петь,
Отдавая себя до конца.
И, быть может, заставит гореть
Голос мой ледяные сердца.

 

Елизавета Платинская,

студентка, прихожанка Богоявленского храма города Салдуса

 

 

Лого