В воскресенье, 09 февраля 2020 года, в Неделю о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438), поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, в Адажском крае было совершено очередное богослужение.
В завершении службы священник Адажской православной общины - иерей Валентин Васильев - обратился к собравшимся с проповедью:
«Сегодня особый воскресный день для нас всех - сегодня неделя о мытаре и фарисее. Это наша первая подготовительная неделя к Великому посту.
Неделя эта еще знаменательна тем, что совершается день памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, во множестве прославленных святых, положивших “душу свою за други своя”, проливших свою кровь за веру православную, в течение многих и многих лет гонений на церковь: и в страшные военные годы и в годы репрессий.
Евангелие о мытаре и фарисее очень непродолжительное по повествованию, но, естественно, как любой евангельский отрывок, его содержание наполнено недосягаемой глубиной. Господь обращается с притчей, рассказывая, что в храме стоят два человека: один - фарисей, другой - мытарь. Первый, уважаем многими людьми, добрый, почетный, умный. И вот он молится Богу. И мысли его такие: “Какой я молодец! Я не такой, как воры, убийцы, прелюбодеи, разные нехорошие люди. Я не такой как они. Я сейчас молюсь в храме. И тем более не такой, как тот мытарь, который стоит в углу и затаился. Ведь он - сборщик налогов. Он презираем людьми. Я не такой, как он. Господи, я обращаюсь к Тебе. Такая молитва была у фарисея и такие мысли у него были. И мытарь, как мышонок, забился в каком-то углу храма. Никаких мыслей у него нет, все содержание его обращения к Богу в нескольких простых слова: “ Боже! будь милостив ко мне грешнику!” (Лк. 18:13) Он только это и твердил. И Господь говорит, что оправданным оказался вот этот, который был презираем всеми, который неправедно добывал свой хлеб, обманывал и т.п. Но именно он оказался более оправданным.
Кажется, какой-то здесь есть непонятный момент. Но притча-есть притча. Это символ, который заставляет нас задуматься о своем личном состоянии, когда мы обращаемся к Богу и не только, когда мы обращаемся к Богу, а когда мы просто думаем о других людях. И, к сожалению, надо признать, что каждому из нас свойственен этот самоцен: я сужу других людей по себе. Я не такой, как другие, я все-таки лучше, а вот он....такой рассякой, пусть ему будет еще хуже, чтоб он вообще не появлялся мне на глаза и т.д.
Вот этот грех осуждения, к сожалению, преследует каждого из нас. И в предверии Великого пост, Господь нас предупреждает, не судите, да не судимы будете. “ Ин суд человеческий, и ин суд Божий.” Даже если мы видим несправедливость и видим, что человек грешник, видим, что человек творит зло, нет у нас такого права судить его. Мы можем помолиться о нем, постараться предотвратить совершение зла, но не судить своим внутренним самоценом. На это мы не имеем права. Иначе весь пост, все наше духовное делание не будет иметь никакого смысла. Именно об этом сегодня предупреждает Евангелие.
Помоги, Господи, нам помнить и, конечно, стараться с Божьей помощью освобождаться от страшного греха осуждения.»